Шахматный

Шахматное образование включает в себя знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и повышение уровня общей образованности детей. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.

Педагоги

Лапшин Сергей Викторович, учитель технологии

Содержание программы

№ п/п
Названия разделов
Количество часов
Форма контроля


Всего
Теория
Практика
1 год

1
Вводное занятие.
1
1
0

2
Правила. Доска и ходы фигур.
4
2
2
Наблюдение
3
Запись ходов и партии.
3
1
2
Наблюдение
4
Цель игры. Взятия фигур.
5
2
3
Наблюдение
5
Матование одинокого короля.
15
4
11
Наблюдение
6
Пешечные окончания.
10
3
7
Наблюдение
7
Тактика.
6
3
3
Наблюдение
8
Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.
6
3
3
Наблюдение
9
Тренировочные партии.
5
1
4
Наблюдение
10
Турнир.
10
0
10
Наблюдение, оценка


65
20
45

2 год

1
Исторические сведения.
1
1


2
Мат в 1 ход.
5
2
3
Наблюдение
3
Мат в 2 хода.
5
2
3
Наблюдение
4
Дебют. Рокировка.
5
2
3
Наблюдение
5
Пешечные окончания.
5
2
3
Наблюдение
6
Двойной удар с шахом.
9
2
7
Наблюдение
7
Гамбиты – как средство обострения борьбы. Королевский гамбит.
4
1
3
Наблюдение
8
Решение задач и обучающие игры.
9
2
7
Наблюдение
9
Сеансы одновременной игры.
3
0
3
Наблюдение
10
Тренировочные и консультативные партии.
7
0
7
Обсуждение
11
Разбор партий.
3
3
0
Обсуждение
12
Турниры с укороченным временем.
10
0
10
Наблюдение, оценка

Итого:
66
17
49

Цели программы

Используя богатые игровые ресурсы шахмат, на первый план выдвигаются следующие цели:

- организовать полноценный досуг учащихся через обучение игре в шахматы;

- заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представления об окружающем мире;

- развить личность ребенка и его творческие способности;

- приобщить школьников к общечеловеческим и культурным ценностям, искусству и спорту.

Результат программы

Знания и умения по шахматам к концу 1 года обучения

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- шахматные термины: поля, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги и др.;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, король, ферзь, конь, пешка;

- ходы: шах и рокировка, нападение, взятие, в том числе и взятие на проходе;

- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

- цель игры: мат, пат, ничья;

- приемы и способы матования одинокого короля;

- определенные первичные знания по пешечным окончаниям.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- правильно называть фигуры, поля и расставлять фигуры на доске;

- правильно размещать доску и расставлять фигуры на ней;

- играть на турнирах без нарушения правил.

Обучающие игры: «морской бой», «скачем на коне», «до первого шаха» (из начального положения), «двухходовка» и другие.

Шахматные игры: «дай пять шахов», угадай-ка.

 

Знания и умения по шахматам к концу 2 года обучения

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- некоторые исторические сведения о чемпионах мира по шахматам;

- некоторые гамбиты и дебюты;

- приемы и способы решения задач;

- простейшие тактические удары;

- правила укороченной игры на время.

К концу 2 учебного года учащиеся должны уметь:

- записывать шахматную партию до 20-го хода;

- решать задачи на мат в 1 ход,

- проводить рокировку,

- ставить мат в 2 хода;

- видеть тактические удары.

Материально-техническая база

- светлое помещение площадью 40 кв. м с большими окнами,

- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

- удобные столы и стулья,

- школьная доска для записей учителя,

- шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков,

- демонстрационная шахматная доска,

- шахматы и доски,

- шахматные часы.