Маленькие магистры

    Актуальность выбора определена следующими факторами:

    Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь обучающимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда они имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

    Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

    Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать возможности дополнительного образования. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся через объединения общеинтеллектуального направления.

    Новизна программы

    Новизна данной программы определена требованиями к результатам освоения ФГОС начального общего образования. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

    Отличительными особенностями программы являются:

    · определение видов организации деятельности обучающихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы;

    · в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

    · достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки.

     

    Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления.

    Данная программа создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

    Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.

    Основные задачи:

    1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

    2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

    3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

    5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

    6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

    7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

    Педагоги

    Вершинина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, соответствие занимаемой должности

    Учебный план

    Учебно – тематический план

    Первый год обучения

    Тема
    Общее количество часов
    В том числе
    Теоретические
    Практические
    I.Введение. Инструктаж по ТБ.
    1
    1
    -
    II. Выявление уровня развития познавательных процессов
    1
    -
    1
    III. Тренировка внимания
    9
    -
    9
    IV. Развитие мышления
    4
    -
    4
    V. Тренировка памяти
    9
    -
    9
    VI. Совершенствование воображения
    4
    -
    4
    VII. Развитие аналитических способностей
    4
    -
    4
    VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения»
    1
    -
    1
    Итого
    33
    1
    32

    Цели программы

    Развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

    Результат программы

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

    Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

    ü Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    ü В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

     

    Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    ü Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

    ü Проговаривать последовательность действий.

    ü Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

    ü Учиться работать по предложенному педагогом плану.

    ü Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    ü Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

    Познавательные УУД:

    ü Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

    ü Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    ü Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.

    ü Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

    ü Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

    ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

    ü Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

    ü Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    ü Слушать и понимать речь других.

    ü Читать и пересказывать текст.

    ü Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.

    ü Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами программы является формирование следующих умений.

    ü описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    ü выделять существенные признаки предметов;

    ü сравнивать между собой предметы, явления;

    ü обобщать, делать несложные выводы;

    ü классифицировать явления, предметы;

    ü определять последовательность событий;

    ü судить о противоположных явлениях;

    ü давать определения тем или иным понятиям;

    ü определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

    ü выявлять функциональные отношения между понятиями;

    ü выявлять закономерности и проводить аналогии.

    Материально-техническая база

    Кабинет для проведения занятий, мультимедиа, ноутбук.

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).

    2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

    3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

    4. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

    5. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

    6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

    7. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, методическое пособие 1, 2, 3, 4 классы. Москва. «Рост»