Умники и умницы

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в людях с интеллектуальными способностями. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным способом изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и сложных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что интеллектуальные способности человека следует признать самым существенным качеством современного человека и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Габтулхакова Марина Васиховна

Содержание программы

№ занятий
Кол-во часов
Тема занятия
1
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)
2

3
2
Развитие концентрации внимания. Анаграммы.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Разгадываем пиктограммы.
4

5
2
Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления. Разгадываем и составляем ребусы.
6

7
2
Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Кодировка слов.
8

9
2
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Магические квадраты.
10

11
2
Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.
12

13
2
Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.
14

15
2
Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.
16

17
2
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Логические цепочки чисел.
18

19
2
Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Синонимы
20

21

22
3
Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Комбинаторика.
23

24
2
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Разгадываем и составляем ребусы.
25

26
2
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Фразеологизмы.
27

28
2
Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.
29

30
2
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Великое противостояние антонимов.
31

32
2
Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Разгадываем и составляем изографы.
33

34
2
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Ударение меняет значение.
35

36
2
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Судоку.
37
1
Конкурс эрудитов.
38
1
Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.
39

40
2
Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Танграм.
41

42
2
Тренировка внимания. Развитие мышления.

Омонимы.
43

44
2
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Задачи в стихах.
45

46
2
Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Танграм.
47

48
2
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Комбинаторика.
49

50
2
Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию спичек.
51

52
2
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Архаизмы.
53

54
2
Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Шарады.
55

56
2
Тренировка внимания. Развитие мышления.

Омонимы.
57

58
2
Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления. Геометрические задачи.
59

60
2
Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Задачи на разрезание фигур на одинаковые части.
61

62
2
Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.
63

64
2
Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Цели программы

создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся посредством занятий в интеллектуальном клубе

Результат программы

Программа предполагает 3 этапа обучения:

· На 1-ом году обучения внимание уделяется на овладение рациональными приемами умственной деятельности, алгоритмами рассуждения, способами решения различных познавательных задач, знаниями правил интеллектуальных игр.

· На 2-ом, 3-ем годах обучения занятия направлены на совершенствование навыков, приобретенных при 1-ом и 2-ом годах обучения, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

 

После первого года обучения учащиеся

должны знать:

– правила поведения и техники безопасности на занятиях;

– способы развития разносторонней памяти, логического мышления;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

– правила основных интеллектуальных игр;

- знать источники составления вопросов.

должны уметь:

– играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры.

– работать в команде

– давать самооценку

 

После второго года обучения учащиеся

должны знать:

- правила составления вопросов;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

– типы вопросов интеллектуальных игр;

– правила интеллектуальных игр.

должны уметь:

– играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

– определять типы вопросов и находить ответ;

-самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

– давать самооценку.

 

После третьего года обучения учащиеся

должны знать:

– правила составления вопросов;

- алгоритмы решения задач, рассуждения;

– типы вопросов интеллектуальных игр;

– правила интеллектуальных игр.

должны уметь:

– играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

– извлекать необходимые знания из литературы;

- самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

– осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

– сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

- самостоятельно оценивать процесс;

- регулировать своим эмоции, поведение.

 

Материально-техническая база

1. Баландин Б. 1001 вопрос для очень умных. – М. 2003.

2. Вопросы и ответы. Энциклопедия для детей среднего возраста, М. «Махаон»,2006.

3. Большая школьная энциклопедия, М. «Махаон», 2006.

4. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2007

5. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» рабочая тетрадь 4 класс

в 2-х частях – М., 2011