Умники и умницы

    Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в людях с интеллектуальными способностями. Таланты появились как бы сами собой, стихийно создавались шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным способом изменилась. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и сложных проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что интеллектуальные способности человека следует признать самым существенным качеством современного человека и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании.

    Педагоги

    Педагог дополнительного образования Габтулхакова Марина Васиховна

    Содержание программы

    № занятий
    Кол-во часов
    Тема занятия
    1
    1
    Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. (вводный урок)
    2

    3
    2
    Развитие концентрации внимания. Анаграммы.

    Тренировка внимания. Развитие мышления.

    Разгадываем пиктограммы.
    4

    5
    2
    Тренировка слуховой памяти.

    Развитие мышления. Разгадываем и составляем ребусы.
    6

    7
    2
    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления. Кодировка слов.
    8

    9
    2
    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Магические квадраты.
    10

    11
    2
    Совершенствование воображения.

    Задания по перекладыванию спичек.
    12

    13
    2
    Развитие логического мышления.

    Совершенствование мыслительных операций.
    14

    15
    2
    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления. Тренировка внимания.
    16

    17
    2
    Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

    Логические цепочки чисел.
    18

    19
    2
    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления. Синонимы
    20

    21

    22
    3
    Развитие аналитических способностей.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Комбинаторика.
    23

    24
    2
    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

    Разгадываем и составляем ребусы.
    25

    26
    2
    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Фразеологизмы.
    27

    28
    2
    Развитие концентрации внимания.

    Тренировка внимания

    Развитие мышления.
    29

    30
    2
    Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

    Великое противостояние антонимов.
    31

    32
    2
    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления. Разгадываем и составляем изографы.
    33

    34
    2
    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Ударение меняет значение.
    35

    36
    2
    Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

    Судоку.
    37
    1
    Конкурс эрудитов.
    38
    1
    Развитие логического мышления.

    Совершенствование мыслительных операций.
    39

    40
    2
    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления. Танграм.
    41

    42
    2
    Тренировка внимания. Развитие мышления.

    Омонимы.
    43

    44
    2
    Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

    Задачи в стихах.
    45

    46
    2
    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления. Танграм.
    47

    48
    2
    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

    Комбинаторика.
    49

    50
    2
    Совершенствование воображения.

    Задания по перекладыванию спичек.
    51

    52
    2
    Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

    Архаизмы.
    53

    54
    2
    Развитие концентрации внимания.

    Развитие мышления. Шарады.
    55

    56
    2
    Тренировка внимания. Развитие мышления.

    Омонимы.
    57

    58
    2
    Тренировка слуховой памяти.

    Развитие мышления. Геометрические задачи.
    59

    60
    2
    Тренировка зрительной памяти.

    Развитие мышления.

    Задачи на разрезание фигур на одинаковые части.
    61

    62
    2
    Развитие аналитических способностей.

    Совершенствование мыслительных операций.
    63

    64
    2
    Развитие логического мышления.

    Совершенствование мыслительных операций.

    Цели программы

    создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся посредством занятий в интеллектуальном клубе

    Результат программы

    Программа предполагает 3 этапа обучения:

    · На 1-ом году обучения внимание уделяется на овладение рациональными приемами умственной деятельности, алгоритмами рассуждения, способами решения различных познавательных задач, знаниями правил интеллектуальных игр.

    · На 2-ом, 3-ем годах обучения занятия направлены на совершенствование навыков, приобретенных при 1-ом и 2-ом годах обучения, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

     

    После первого года обучения учащиеся

    должны знать:

    – правила поведения и техники безопасности на занятиях;

    – способы развития разносторонней памяти, логического мышления;

    - алгоритмы решения задач, рассуждения;

    – правила основных интеллектуальных игр;

    - знать источники составления вопросов.

    должны уметь:

    – играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры.

    – работать в команде

    – давать самооценку

     

    После второго года обучения учащиеся

    должны знать:

    - правила составления вопросов;

    - алгоритмы решения задач, рассуждения;

    – типы вопросов интеллектуальных игр;

    – правила интеллектуальных игр.

    должны уметь:

    – играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

    – определять типы вопросов и находить ответ;

    -самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

    – давать самооценку.

     

    После третьего года обучения учащиеся

    должны знать:

    – правила составления вопросов;

    - алгоритмы решения задач, рассуждения;

    – типы вопросов интеллектуальных игр;

    – правила интеллектуальных игр.

    должны уметь:

    – играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

    – извлекать необходимые знания из литературы;

    - самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

    – осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

    – сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

    - самостоятельно оценивать процесс;

    - регулировать своим эмоции, поведение.

     

    Материально-техническая база

    1. Баландин Б. 1001 вопрос для очень умных. – М. 2003.

    2. Вопросы и ответы. Энциклопедия для детей среднего возраста, М. «Махаон»,2006.

    3. Большая школьная энциклопедия, М. «Махаон», 2006.

    4. Кондрашов А.П. Новейший справочник необходимых знаний.- М.,2007

    5. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» рабочая тетрадь 4 класс

    в 2-х частях – М., 2011