Экологическое краеведение

 

Программа «Экологическое краеведение» предполагает изучение природы родного края, истории и его современного состояния. Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер и направлена на раскрытие индивидуальных особенностей обучающихся, развитие их познавательных, творческих, коммуникативных способностей через изучение природы и истории своего края через проектную и исследовательскую деятельность.

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом» – «двор» – «детский сад» – «школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем селе районе, крае, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родное село», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному селу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Пачколина Светлана Александровна ( Пермский Педагогический университет). Ежегодно представляю опыт работы на краевых конференциях. Обучающиеся являются участниками и призёрами муниципальных, краевых и всероссийских конкурсов.

Содержание программы

В первый год обучения обучающиеся знакомятся с наиболее распространёнными деревьями и кустарниками нашей местности. Наиболее распространёнными животными нашего края их внешним видом. Особенности поведения животных. Знакомятся с животными Пермского зоопарка.Знакомятся с историей возникновения имен, их многообразием; показать историю происхождения и значение имени и фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности. Знакомятся с понятиями « родословная», «генеалогия», генеалогическое древо.

2 год обучения. Обучающиеся знакомятся с наиболее распространенными деревьями и кустарниками нашей местности, с достопримечательностями Кунгурского района, памятниками природы Кунгурского района (Спасская гора, Подкаменная гора, Зуятская пещера, Мечкинская пещера, Личердинская пещера, урочище Байдарашки, Филипповский карьер, камень Ермак, Греховская гора); народах, его населяющих, традициях и праздниках района. Узнают о легендах и преданиях о земле кунгурской: «Легенда о ямочных людях», «Легенда о Кунгурском черноземе», «Легенда о звере мамонте». В. Рапп сказка «Железный орел». Неволинское городище археологический памятник, находки ископаемых предметов. А так же о происхождениии географических названий. Татарские, коми-пермяцкие корни в названиях географических объектов Кунгурского района. Понятие о науке топонимике.

3 год обучения. Обучающиеся знакомятся с особенностями архитектуры города Кунгура. Архитектурные стили зданий. Соборы и церкви города Кунгура. Архитектурные памятники: большой гостиный двор, малый гостиный двор, особняк Грибушина, особняк Кузнецова, особняк Дубинина, особняк купца Цукермана. Музеи города Кунгура: Краеведческий музей, музей истории купечества, железнодорожный музей. Познакомятся с памятниками природы города Кунгура.Что такое памятник природы. Какие бывают памятники природы. Ледяная гора. Кунгурский бор. Озеро Поваренное, озеро Кротовское. А так же охраняемые растения ледяной горы.

4 год обучения. Знакомятся с животными, занесенными в Красную книгу Прикамья. Млекопитающие. Земноводные. Птицы, «Животные Красной книги». Насекомые занесенные в Красную книгу Прикамья. А так же узнают об истории основания Перми. Архитектурные памятники Перми. Имена в истории Перми.Люди, прославившие Пермь. Архитекторы. Герои Советского Союза. Писатели. Художники. Купцы и промышленники Перми. Мешковы, Грибушины, Каменские). Их вклад в развитие края. Благотворительность. Архитектурные памятники.Факты из биографии. Вклад К.Ф. Модераха в развитие Перми. Памятник Карлу Федоровичу.

 

Цели программы

Создание условий для формирования эрудированной творческой личности способной к самообразованию,  самовоспитанию и самоопределению, самореализации через занятия экологическим краеведением.

Результат программы

После четвёртого года обучения должны знать:

-животных и птиц занесённых в Красную книгу Среднего Урала;

- 5-6 архитектурных памятников Перми;

- методы исследования : эксперимент, интервьюирование;

- правила выбора темы и объектов исследования, виды оформления проектов;

-правила осуществления самоконтроля;

- правила успешной презентации работы.

Уметь:

- с помощью педагога выполнять исследовательские проекты;

- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении – коллективной оценочной деятельности;

- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

- составлять план действий совместного исследования;

- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования.

 

Материально-техническая база

Учебный кабинет, школьный музейный уголок "В 15 мальчишеских лет", основная экспозиция "Ветераны Юнг ВМФ".