«Исследователь окружающей среды»

    Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. А может ли учение быть интересным и радостным? Решение выглядит удивительно просто необходимо так организовывать обучение и строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Исследователь окружающей среды» позволяет решать множество задач:

    1. Обучение детей проведению мониторинга состояния компонентов окружающей среды (социологических, культурных, природных и техногенных) с выделением неблагоприятных факторов и разработкой мероприятий по улучшению и восстановлению качества окружающей среды.

    2. Программа сетевая. Осуществляется взаимодействие с образовательными, бизнес организациями и общественностью Пермского края.

    3. В содержание программы включен региональный компонент, который учитывается на протяжении всего периода реализации программы.

    4. Предусмотрена комплексность и системность изучения тем программы с применением инновационных технологий и методов, комплексного подхода.

    5. Содержание тем может быть использовано при формировании углубленных знаний по предметам естественнонаучного цикла (химия, биология), например, мониторинг окружающей среды (почвы, воздуха, воды), так и предметов гуманитарного цикла (история, обществознание), например, изучение состояния культурного наследия.

    6. Значимость исследования рассматривается в разных аспектах: социальный, естественнонаучный и гуманитарный.

    Результаты детских исследований актуальны и востребованы жителями Пермского края, поэтому они широко освещаются в средствах массовой информации, на общешкольных родительских собраниях.

    Педагоги

    Пушкарева Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. Награждена грамотой Министерства науки и образования Пермского края, Российской Федерации. Ежегодно обучающиеся являются победителями краевых и всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ. Автор социальных и культурных проектов – победителей краевого и федерального уровня. Материалы из опыта работы публикуются в краевых сборниках. Опыт работы представлен на международных и всероссийских конференциях.

    Борисова Ираида Геннаддьевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. Почетный работник общего образования. Ежегодно обучающиеся являются победителями краевых и всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ. Материалы из опыта работы публикуются во всероссийских и краевых сборниках. Опыт работы представлен на международных и всероссийских конференциях.

    Содержание программы

    Программа включает 4 блока.

             Блок 1. «Исследовательское поведение – основа познания мира» направлены на изучение вопросов, отражающих основу исследования: определение предмета и объекта, постановка целей, выдвижение гипотезы, составления плана исследования. Работа с различными источниками информации, разработка презентации. Подготовка к публичному выступлению.

             Блок 2. «Методы исследования» знакомство обучающихся с методами познания окружающей среды: различные сочетания эмпирических (наблюдение, эксперимент), логических методов, а также моделирование, математические методы, методы графического отображения данных и экспертных оценок. При количественной оценке показателей качества окружающей среды методы – титриметрический, колометрический, визуальный, визуально-колометрический.

             Блок 3. «Мониторинг окружающей среды» включает 8 модулей, которые обучающийся может выбрать с целью проведения исследования в зависимости от собственных интересов. Эксперименты сгруппированы в соответствии с модулями оценки экологического состояния окружающей среды и характеристикой экологического состояния объектов. Вначале обучающиеся знакомятся с информацией об объекте исследования. Далее изучают карты-инструкции, которые знакомят их с необходимым оснащением конкретного эксперимента и методикой его проведения. Затем осуществляют мониторинг показателей экологического состояния окружающей среды и оценивают экологическую ситуацию в целом.

    -       Модуль 1. «Ботаника и экология растений»  (исследования биологических и экологических особенностей дикорастущих растений, популяционные исследования растений; изучение флоры и растительности, изучение лекарственных растений);

    -       Модуль 2. «Агротехника и экология культурных растений» (исследования возделывания культурных растений);

    -       Модуль 3. «Зоология и экология позвоночных животных» (исследования рыб; земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; фаунистика и экология различных систематических групп позвоночных, исследование поведения позвоночных животных);

    -       Модуль 4. «Водная экология и гидробиология» (анализ чистоты водоёмов и водотоков физическими и химическими методами, а также применение биологических методов для оценки загрязнения воды; изучение влияния загрязнения воды на организм человека);

    -       Модуль 5. «Экология воздушного бассейна» (анализ загрязнения воздуха физическими и химическими методами, а также применение биоиндикационных методов для оценки загрязнения воздуха; изучение влияния загрязнения воздуха на организм человека);

    -       Модуль 6. «Ландшафтная экология и геохимия» (оценка экологического состояния ландшафта; физико-географические исследования; исследования физических, химических и биологических свойств почвы; анализ антропогенного загрязнения почв и грунтов и его влияния на организм человека);

    -       Модуль 7. «Образ жизни и здоровье населения» (исследования влияния физических упражнений и закаливания на организм человека, выявление зависимости состояния здоровья от качества жизни (питание, социально-экономические условия и т.п.);

    -       Модуль 8. «Фенология и наблюдения за климатом» (исследования сезонных явлений природы, сроков их наступления и причин, определяющих эти сроки; мониторинг погоды; наблюдения за атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра, температурой и влажностью воздуха, облачностью и атмосферными осадками, количеством солнечной радиации; изучение изменения уровня, водности и стока водоемов; влияние климата и его изменений на природные и антропогенные системы и их отдельные компоненты; исследования экстремальных явлений - половодий, паводков, засух и т.п.).

             Блок 5 «Социальные практики». Обучающие проводят социально-значимые мероприятия.

             Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-ориентированной деятельности обучающихся: лабораторные работы, эксперименты, практикумы, полевые опыты, полевые экспедиции.

            

    Цели программы

    Цель программы: привлечение обучающихся к исследовательской деятельности в области проблем экологического состояния окружающей среды, к практическому участию в решении природоохранных задач.

    Результат программы

    - научить обучающих проводить мониторинг состояния окружающей среды;

    - развивать у обучающихся интерес к исследовательской работе по изучению и сохранению окружающей среды;

    - развивать навыки самостоятельного мышления и расширение интеллектуального кругозора обучающихся;

    - развивать у обучащихся способности формулировать собственное мнение и умения защищать результаты своей исследовательской работы;

    - воспитывать активную гражданскую позицию по сохранению и развитию природных и искусственных экосистем.

    Материально-техническая база

     

    Содержание программы предполагает наличие оборудования и материалов для проведения опытов и практических работ обучающихся. Необходимое оснащение определяется для конкретной практической лабораторной работы или полевого опыта учащегося.

    1. Исследовательская лаборатория "Эко-модуль".

     Для проведения практикумов на базе лаборатории имеется следующее оборудование: весы учебные, линейка, маркер, скотч, листы бумаги, спиртовка, стакан на 250 мл, 1 л, термометр, секундомер, мыло техническое

    Для проведения практикумов в полевых условиях имеется комплект оборудования ЗАО «Крисмас +» (Санкт – Петербург). Состав комплекта включает посуду, лабораторные принадлежности, реактивы и материалы, набор сухих химических реактивов, тест–системы для оценки экологических параметров, методическое руководство по проведению практикума.

    2.Оранжерея круглогодичного пользования.

    3. Сад ландшафтного дизайна.

    4. Питомник декоративных и кустарниковых культур.

    5. Живой уголок.

    6. Опытный участок.