ДОП НОУ «География»

    Отличительными особенностями программы является то, что она адаптирована под условия дополнительного образования, выходит за рамки типовой программы обучения не только в плане содержания образования, но и в плане практической направленности деятельности учащихся, и делается главный упор на подготовку учеников к олимпиадам и конкурсам исследовательских и проектно – исследовательских работ учащихся.

    Программа естественнонаучной направленности, способствует формированию системы знаний об исследовательской деятельности в области географии. Отбор содержания ведется учетом регионального компонента, а также предусматривает развитие умений и навыков применения полученных знаний в учебно-исследовательской работе с использованием сервисов Web 2.0. В программе большое место отводится изучению требований к исследовательской работе, к оформлению.

    Актуальность программы в том, что ее специфика позволяет полнее раскрыть способности каждого ребенка и дает ему уникальную возможность для самореализации творческих способностей в области географии с учетом регионального компонента. Педагог получает возможность реализовать индивидуальный подход к ребенку, организовать познавательную деятельность на основе деятельностного подхода.

    Особое внимание при изучении материала в объединении уделяется рассмотрению тем, где присутствуют не только практические и теоретические занятия по решению олимпиадных задач, но и игровая форма, которая способствует повышению интереса к географии, к активности в коллективе и дает возможность в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

    Новизной программы можно считать использование в работе сервисов Web 2.0. для изготовления продуктов, а так же участие в сетевом проекте «Россия, мы дети твои...», реализуемом в рамках РМО учителей географии.

    Педагоги

    Скотынянская Владлена Эдвардовна, педагог дополнительного образования

    Учебный план

    Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. «Будем знакомы!». Выбор актива НОУ
    Интеллектуальная игра «Мозголомы». Реклама НОУ «География». Презентация НОУ «География». НОУ: требования, особенности. Требования к написанию и оформлению работ. Структура исследовательской работы. План исследовательской работы. Этапы работы над исследованием. С чего начать?. Калейдоскоп идей. Работа с сайтом «Обучонок». http://obuchonok.ru/ .Индивидуальная работа. Классификация научно-исследовательских работ. Изучение работ прошлых лет. Многообразие тем в современном мире. Как выбрать тему исследования. Что такое введение. Требования к написанию. Титульный лист. Содержание работы. Индивидуальная работа. Гипотеза. Как формулировать гипотезу. Моя гипотеза. Предмет и объект исследования. Как определить объект и предмет исследования. Предмет и объект моего исследования. Индивидуальная работа. Цель и задачи исследования. Анализ работ прошлых лет. Как правильно сформулировать цель и задачи. Цель и задачи моего исследования. Методы исследования. Теоретическое обоснование. Как составить теоретическое обоснование. Мое теоретическое обоснование. Теоретическая и практическая значимость работы. Приложения исследовательской работы. Интернет. Поисковые системы Интернета: яндекс, GOOgl и др. Я в Интернете. Как правильно сформулировать запрос для поисковой системы. Поиск материала для работы. Работа в Интернете по сбору материала. Анализ собранных материалов. Индивидуальная работа.
    Интеллектуальная игра «Пятерочка». Работа с текстом. Цитаты: правила использования, оформления. Список литературы. Правила оформления списка литературы. Индивидуальная работа.Экскурсия в школьную библиотеку. Работа с литературой в библиотеке.
    Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Индивидуальная работа.
    Интеллект – карты. Области применения интеллект-карт. Правила составления интеллект-карт. Как составить вопросы для создания интеллект – карт. Практикум по составлению интеллект – карт по теме «Исследовательская работа». Индивидуальная работа. Интеллектуальная игра «Своя игра». Практикум по составлению вопросов по географии Пермского края. Что такое имидж. Имидж городов. Имидж городов Пермского края. Индивидуальная работа.
    Составление систематизирующей таблицы по итогам сбора материала. Создание коллажей о городах Пермского края с помощью сервиса http://www.photocollage.com/. Индивидуальная работа. Интеллектуальная игра «О, счастливчик!». Компьютерная презентация. Как создать презентацию. Дизайн слайдов. Подбор шаблона оформления. Создание презентации. Коррекция презентации. Знакомство с сервисом https://prezi.com/. Изготовление своей визитной карточки. Индивидуальная работа.
    Как подготовить защиту своей работы. Как написать лист для защиты. Мой лист защиты. Индивидуальная работа.
    Первая проба защиты работы. Советы психолога: как совладать с волнением. Интеллектуальная игра «Пирамида». Повторная защита работы (с учетом рекомендаций). Участие в школьном конкурсе НОУ
    Анализ результатов школьного конкурса НОУ. Коррекция работ в соответствии с замечаниями. Интеллектуальная игра «Счастливый случай». Участие в сетевом проекте по географии «Россия – мы дети твои...» для 5-11 классов (совместно с РМО учителей географии).
    Итоговое занятие.

    Цели программы

    Развитие творческих способностей подростков, как начинающих исследователей, расширение географического кругозора, развитие навыков самостоятельной научной работы, совершенствование и развитие речевых, исследовательских, коммуникативных умений школьников.

    Результат программы

    Модель обучения по программе можно назвать «географической мастерской», где «география» является ключевым в понимании этой модели. Педагог – мастер, который сначала раскрывает теоретические вопросы, а затем дает возможность самому ученику раскрыться как творческой личности. Обучение по программе представляет собой сложный многоаспектный процесс, который предполагает  следующие результаты:

    1. Обучающие: углубление, расширение знаний и умений по темам географии. Создание благоприятной среды для творческой самореализации учащихся на стадии вхождения в сферу продуктивно-творческого уровня и вовлечение ребенка в творческий процесс.

    2. Развивающие: развитие творческого, нешаблонного мышления, создание  ситуации успеха и поиска нового, развитие  индивидуальности и самостоятельности.

    3. Воспитательные: повышение уровня самооценки и самоуважения учащихся, воспитание  трудолюбия, оригинальности, целеустремленности, усидчивости, умения доводить начатое до конца.

    Жизненный опыт показывает, что не все дети в результате изучения географии выберут профессию, связанную с этой областью знаний. Но высвобождение творческих способностей, заложенных в той или иной степени в каждом ребенке, поможет творчески относиться к любой жизненной ситуации, творчески работать в любой профессии и вообще творчески жить. 

    Материально-техническая база

    Для реализации данной программы требуется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям для выполнения практических и теоретических занятий, тренингов и интеллектуальных игр.

    Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели и оборудование для написания проектов и исследовательских работ, подготовки мультимедийных презентаций: компьютеры, сканер, принтер, выход в Интернет.