ДООП «Юные туристы-краеведы»

    Программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься туризмом и краеведением. Комплексность данных программ основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях: формирование разносторонне развитой личности, развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей, морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях, физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием занимающихся. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре Актуальность образовательной программы состоит в том, чтобы удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле на которой им посчастливилось родиться. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» – одна из основных задач современного образования. Ребятам дать возможность все премудрости туризма – значит, дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. Новизна программы заключается в том, что ребенок получает знания с помощью выходов в природу, музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования. Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы. Программа имеет интегративный характер. Одна и та же лекция или беседа может быть связана с занятиями по природоведению, биологии, географии, истории и др. Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы – краеведы» Д.В. Смирнов, Ю. С. Константинов, А.Г. Маслов (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.) и «Юные туристы» А.А. Остапец-Свешников (ЦДЮТиК МО РФ, 1991 г.).

    Педагоги

    Решетникова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей категории, среднее профессиональное образование, Кунгурский лесотехнический техникум, 2006 год, Юрист. ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» Профессиональная переподготовка «Педагог дополнительного образования». Педагогический стаж 8 лет. ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» Дополнительная профессиональная программа «Организационно-содержательные аспекты деятельности специалистов и педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; В 2019 году заняла 1 место в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2019".

    Расписание

    Ср 14:10-16:00 Сб 10:00-11:40

    Содержание программы

    Введение в туризм, азбука туристско-бытовых навыков юного туриста, основы безопасности в природной среде, азбука топографии, туристское и экскурсионное ориентирование, личная гигиена и первая доврачебная помощь, азбука спортивно-оздоровительного туризма, основы краеведения, общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

    Цели программы

    Целенаправленное воспитание всесторонне развитой личности ребенка, социально адаптированной к современным условиям в процессе обучения туризму и краеведению.

    Результат программы

    Знать: туристические возможности родного края; типы костров и способы разведения; формы рельефа и изображение его на картах; личную гигиену туриста и состав походной аптечки; технику безопасности на занятиях, в походе и экскурсиях. Уметь: читать спортивные и топографические карты; правильно подбирать личное и групповое снаряжение для похода; правильно выбирать место под лагерь и устанавливать его; преодолевать простейшие препятствия в походе; двигаться на лыжах по прямой и пересеченной местности; передвигаться простейшими способами по скалодрому. Владеть: первоначальными туристскими навыками, начальными навыками передвижения по пещерам. Формой подведения итогов реализации образовательной программы является на первом году обучения игра-путешествие, на втором и третьем годах обучения – двух – трехдневный поход.

    Материально-техническая база

    Палатки туристские, веревка основная (40 м), веревка основная (30 м), веревка вспомогательная (60 м), репшнуры (длина 2–3 м, диаметр 6–8 мм), петли пруссика (веревка 8 мм), система страховочная,карабин туристский, альпеншток, компас жидкостный для ориентирования, курвиметр, планшеты для зимнего ориентирования, призмы для ориентирования на местности, компостеры для отметки прохождения КП, секундомер электронный, аптечка медицинская в упаковке, тонометр, пила двуручная в чехле, топор в чехле, таганок костровой, тросик костровой, рукавицы костровые (брезентовые), тент хозяйственный, клеенка кухонная, посуда для приготовления пищи (ножи, терка, консервный нож и т. п.), котлы туристские, ремонтный набор в упаковке, лопата саперная в чехле, слайдфильмопроектор, экран демонстрационный, рулетка 15–20 м, лента мерная, термометр наружный, термометр водный, планшет для глазомерной съемки местности, дальномер простейший, карандаши цветные, чертежные, транспортир, карты топографические учебные, учебные плакаты по лыжному туризму (спорту), условные знаки спортивных карт, условные знаки топографических карт, учебные плакаты «Туристские узлы»

    Стоимость

    Бесплатно при наличии сертификата на дополнительное образование