ДООП «Ментальная арифметика»

Это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах «Соробан», решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий.

Программа позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет Соробан, в рамках дополнительного образования.

Программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей.

Актуальность программы заключается в том, что данная программа способствует развитию у детей младшего школьного возраста концентрации внимания, усидчивости, умению обработать большое количество информации через обучение быстрому устному счету и выполнение занимательных практических упражнений. В программе предусмотрено значительное количество активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими арифметического материала, развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности

Новизна программы в использовании с первого занятия методики ментального счета (решение примеров на воображаемом соробане), которая способствует развитию образного мышления и позволяет достичь в комфортных условиях максимальной нагрузки на множество участков коры головного мозга, что стимулирует процесс усиленного нейрогенеза и формирования новых нейронных связей, которые закрепляются через многократное повторение различных упражнений на занятии.

Педагоги

Татьяна Олеговна Клабукова, педагог дополнительного образования 

Учебный план

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Прямое сложение на нижних косточках
Прямое сложение и вычитание на нижних косточках
Прямое сложение и вычитание (+/-5)
Прямое сложение и вычитание (+/-5)
Прямое сложение (+6) Прямое вычитание (- 6)
Прямое сложение и вычитание (+/-7)
Прямое сложение и вычитание (+/- 8, +/- 9)
Прямое сложение и вычитание закрепление
Прямое сложение и вычитание, двузначные (10-19)
Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29)
Прямое сложение и вычитание, двузначные (30-39;40-49)
Закрепление прямое сложение и вычитание, двузначные (10-49)
Прямое сложение и вычитание, двузначные (50-59)

Прямое сложение и вычитание, двузначные (60-69)
Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79)

Прямое сложение и вычитание, двузначные (80-89)
Прямое сложение и вычитание, двузначные (90-99)

Закрепление прямое сложение и вычитание, двузначные (10-99)
Формула «Младшие товарищи»
Младшие товарищи (МТ) +4

Младшие товарищи (МТ) −4
МТ +3 МТ −3
МТ +2 МТ −2
МТ +1 МТ −1
Закрепление МТ +/-1,2,3,4
Младшие товарищи 2Д2Р

Младшие товарищи 2Д3Р
Закрепление младшие товарищи 2Д2Р, 2Д3Р
Формула «Старшие товарищи»
Старшие товарищи (СТ) +9, 1Д3Р, 1Д4Р
Старшие товарищи (СТ) +9, 2Д3Р, 2Д4Р
Старшие товарищи (СТ) +8, 1Д3Р, 1Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +8, 2Д 3Р, 2Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +7, 1Д3Р, 2Д3Р
Старшие товарищи (СТ) +7, 2Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +6, 1Д 3Р, 1Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +6, 2Д 3Р, 2Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +5, 1Д 3Р, 1Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +5, 2Д 3Р, 2Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +4, 1Д 3Р, 1Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +4, 2Д 3Р, 2Д 4Р
Старшие товарищи (СТ) +3, 1Д 3Р, 1Д 4Р, 2Д 3Р
Старшие товарищи (СТ) +2,+11Д 3Р, 1Д 4Р, 2Д 3Р

Цели программы

Создание условий для умственного развития детей через обучение устному счету и счету на соробане

Результат программы

- Повышение эффективности обработки получаемой головным мозгом разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;

- Усовершенствование навыков устного счета и логического мышления;

- Повышение точности и скорости выполнения разнообразных поставленных задач;

- Использование полученных знаний в личностном развитии.

Особые условия проведения

Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых математических способностей.

Материально-техническая база

Для организации учебного процесса требуется учебный кабинет, оборудованный учебными партами/столами, стулья на каждого обучающегося.

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, колонки, фонотека музыки для игровых моментов занятия, медиапрезентации по изучаемым темам, видеоматериалы.

Инструменты: ручки с пастой синего и зеленого цветов, карандаш, цветные карандаши.

Материалы необходимые для занятий: флеш-карты, счеты- соробаны по количеству обучающихся, соробан демонстрационный, тренажеры для увеличения скорости вычислений на соробане, таблицы, карты с формулами.

Учебный комплект на каждого воспитанника: форма, удобная для занятий, ручки, карандаши, соробан, распечатка рабочей тетради.

 

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Рабочие тетради по ментальной арифметике (IAMA)

2. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»

3. http://anzan.iama.kz/

4. http://flash.iama.kz/