НОУ" Чертежник"

Особое место в политехническом обучении обучащихся занимает развитие творческих способностей, что достигается путем широкого использования заданий на конструирование, моделирование, на применение различных способов преобразования изображений.

В программу вводятся изучение методов преобразования изображений, которые играют важнейшую роль в воспитании учащимися пространственных образов и формировании пространственных представлений. Знание методов построение и преобразования изображения имеет большое значение для них.

Педагоги

Солдатенкова Марина Павловна высшая категория

Расписание

СБ-13.20-15.20

Учебный план

№ п\п Раздел программы Тема занятий Основные элементы содержания Материалы и оборудование Контроль
(ТК – текущий, ИК – итоговый)
1. Правила оформления чертежей
(6 ч) Введение. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Понятие о стандартах, Исторические сведения о развитии чертежей. Значение получаемых на уроке черчения графически знаний
для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.
Сведения о чертежных инструментах, материалах и Принадлежностях, правилах пользования ими. Таблицы, примеры ученических чертежей, исторические чертежи и т.п. Технические средства обучения для демонстрации производственных чертежей, графических изображений из учебной практики – графики, диаграммы, графические и технологические карты и др. ИКТ ТК
«Введение» § 1;

2. Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа. Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы: назначение, размер формата А4.
Основная надпись: назначение, размеры, графы надписи, расположение на чертеже.
Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками. Таблицы по теме урока.
Бумага различных форматов. ТК
§ 2
пп. 2.1 и 2.2.

3. Графическая работа № 1 «Линии чертежа». На листе формата А4 вычертить рамку и графы основной надписи по размерам. Провести различные линии и окружности. Таблицы по теме урока ТК
§ 2, п. 2.3.
упр. 2 из учебника (с. 19–20, рис. 23), ответить на вопросы (с. 19).
4. Чертежный шрифт. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв
Изучение по таблице или по
рис. 25 учебника конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей Миллиметровая бумага.
Таблица по теме урока ТК
§ 2, п. 2.4.
5. Нанесение размеров на чертежах. Применение и обозначение масштаба. Назначение размеров на чертежах.
Линейные и угловые размеры.
Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел.
Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов.
Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали.
Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже. Таблицы по теме урока

ИКТ ТК
§ 2,
пп. 2.5, 2.6.
6 Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанести размеры, указать толщину детали. Индивидуальные карточки-задания ИК
§ 2.

7 Способы проецирования
(10 ч) Общие сведения о способах проецирования. Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата (проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).
Центральное проецирование: его суть, использование, примеры центральных проекций. Параллельное проецирование, примеры использования. модель плоскости проекций, таблицы

ИКТ ТК
§§ 3, 4,
п. 4.1.
8 Прямоугольное проецирование на три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже. Получаемые на плоскостях проекций изображения предметов называются не проекциями, а видами.
Местные виды крупные модели деталей,
компьютер, проектор,
экран, зеркало,
таблицы с чертежами, презентация, ТК
§ 4, п. 4.2.
§ 5

Выполнить упр. 7
рис. 51
9 Получение и построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Компьютерная презентация «Проецирование» ТК
§§ 6, 7,
пп. 7.1, 7.2.
10 Графическая работа № 3 «Моделирование по чертежу». Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов Моделирование из картона и проволоки. Сравнение полученной модели с изображением. Куски проволоки, заготовки картона, плоскогубцы, ножницы. ТК
Стр. 45 рис.№ 57,58
11 Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. правила построения аксонометрических проекций плоских фигур лежат в основе способов построения проекций любых геометрических тел или предметов. Таблицы по теме урока ТК
§ 7,
пп. 7.2, 7.3;
рис.62,63
12 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. построение изометрической проекции окружности: проецирование окружности в эллипс, приемы построения овала, вписанного в ромб, – показ на доске, рассмотрение примеров аксонометрических изображений предметов, имеющих круглые элементы поверхностей Работа на классной доске

ИКТ ИК

§ 8.
Рис.65
13 Технический рисунок. Технический рисунок представляет собой наглядное изображение предмета, выполненное по принципам
аксонометрических проекций без применения чертежных инструментов (от руки) в глазомерном масштабе с соблюдением пропорций частей предмета. Форма предметов на техническом рисунке выявляется с помощью приемов оттенения, что придает изображаемому предмету необходимую наглядность. В учебной практике технические рисунки могут использоваться в решении различных графических задач, заменяя аксонометрические проекции предметов.
Правила и последовательность выполнения рисунка.
Использование способов передачи объема предметов для придания техническому рисунку наглядности Таблица по данной теме

ИКТ ТК
§ 9,
рис. 71 выполнить технический рисунок
14 Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. модели основных геометрических тел
ИКТ ТК
§§ 10, 11
Рис.83
15 Построение проекции точки, лежащей на плоскости предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Для построения профильных проекций точек используют постоянную прямую чертежа Компьютерная презентация по данной теме. ТК
§ 12
Рис.90
16 Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» Построить одну из проекций данной детали. На данной проекции нанести изображение точек. Таблица по данной теме ИК
Стр. 79
р
ис 98,99
17 Чтение и выполнение чертежей (16 ч) Порядок построения изображений на чертежах Обоснование необходимости анализа геометрической формы предмета при построении его чертежа Таблицы по теме урока ТК
§ 13.
18 Графическая работа № 5 «Построение третьей проекции по двум данным». Построение третьего вида по двум данным. Таблицы по теме урока

ИКТ ТК
Стр.92
Рис. 115
19 Нанесение размеров с учетом формы предмета. Использование анализа геометрической формы детали с целью определения количества необходимых размеров для нанесения на чертеже Таблицы по теме урока

ИКТ ТК
§ 14;
упр.
(рис. 119-122).
20 Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. Рассмотрение примеров на деление отрезков на две и более равные части и угла пополам.
Изложение правил деления окружности на 4, 3, 6 рав¬ных частей с использованием циркуля или циркуля и угольника.
Работа на классной доске

ИКТ ТК
§ 15,
пп. 15.1, 15.2
21 Сопряжения Сопряжение: определение, примеры на чертежах, построение на доске сопряжения двух прямых (скругление угла), нахождение центров, точек и радиусов сопряжений Работа на классной доске
ИКТ
ТК
§ 15,
пп. 15.3, 15.4.
Закончить упр. 41
22 Графическая работа № 6 «По наглядному изображению детали выполнить чертеж, содержащий сопряжения». Выполнить по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей. Таблицы по теме урока

ИКТ ТК
Стр. 107
Рис 138
23. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Для выполнения по чертежу развертки предмета необходимо сначала определить его геометрическую форму, размеры и пр., т.е. – прочитать чертеж. Таблицы по теме урока

ИКТ ТК
§16, упр. 42, рис. 145.
24 Порядок чтения чертежей деталей. Последовательное чтение чертежа. Работа с учебником ТК
§ 17, упр. 42, рис. 145.
25 Практическая работа № 7 «Устное чтение чертежа». Что означает понятие «чтение чертежа»; какую информацию несет основная надпись; в какой последовательности нужно читать заданные изображения (виды); какие отличительные особенности изображений детали позволяют устанавливать ее геометрическую форму; какова суть анализа геометрической формы детали; какие условные знаки и надписи помогают выявить форму детали в целом и ее частей; как узнать размеры детали и ее элементов по чертежу
Выполнение практической работы № 7 – устное чтение чертежей (с. 115 учебника). Работа с учебником ИК

26 Выполнение эскизов деталей. К эскизам относятся чертежи, предназначенные для разового использования на производстве..
Изображение на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций на глаз. Таблицы по теме урока
ИКТ ТК
18.
Рис.155
Стр.122
27 Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)» Выполнить чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Работа с учебником
ИКТ ТК
Стр.117
Рис.150,151
28 Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок детали» Выполнение с натуры эскиза детали в необходимом количестве видов с нанесением основных размеров Таблицы по теме урока

ИКТ ИК
29-30 Графическая работа № 10 «Выполнение чертежей детали с включением элементов конструирования». Работа может быть выполнена по условию, предложенному в учебнике (одно или несколько заданий – рис. 156– 159). Работа с учебником. ИКТ ИК
Отдельные задачи можно задать на дом
31-32 Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа предмета». По аксонометрической проекции или с натуры построить чертеж одного из предметов в необходимом количестве видов. Модели деталей. ИКТ ИК
33-34 Обобщение знаний
(2 ч)
Обобщение знаний Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний. Таблицы по теме урока ИК

 

 


№ п\п Раздел программы Тема урока Основные элементы содержания Инструменты, оборудование Контроль
(ТК – текущий, ИК – итоговый)
1-2 Обобщение сведений о способах
Проецирования
(2 ч.) Обобщение сведении о способах проецирования Чтение чертежа:
а) устное чтение (фронтальная работа с классом);
б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях)
Повторение теоретического материала по темам: «Проецирование на три плоскости проекций», «Аксонометрические проекции» Учебные таблицы с задачами на построение чертежа детали в трех видах по двум заданным

ИКТ тк


3 Сечения и разрезы
(15 ч)
Понятие о сечении как изображении. Назначение сечений Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях)
Сечения, наложенные и вынесенные, обозначение их на чертежах, штриховка материалов в сечениях, алгоритм построения сечений Учебная таблица «Сечения», динамическая модель с задачами на построение сечений и образцами ответов (для последующей проверки правильности выполнения заданий) ИКТ Тк

§ 3-8. В тетрадях задание № 1 на на с. 128


4 Правила выполнения и обозначение сечений. Построение сечений (работа выполняется по индивидуальным карточкам-заданиям)
Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения» Индивидуальные карточки-задания для опроса у доски, за первыми учебными столами, для самостоятельной практической работы
ИКТ Тк

§ 20–22.
В тетрадях упражнения № 1, 2 на с. 136


5 Графическая работа № 1 «Эскиз детали с выполнением сечений». Решение задач на построение сечений
Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков по теме «Сечения» Индивидуальные карточки-задания тк
§ 20–22. В тетрадях графическую работу № 12 на с. 137


6 Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Правила выполнения разрезов Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке)
Общие сведения о разрезах. Фронтальный, горизонтальный и профильный разрезы, отличие разрезов от сечений, алгоритм построения простых разрезов Учебные таблицы с чертежами-заданиями, динамическая модель. Таблица «Образование разреза» ИКТ Тк
§ 20–22


7 Простые разрезы. Обозначение простых разрезов. Местный разрез Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их
Повторение теоретических знаний по темам: «Сечения» и «Простые разрезы». Изучение правил обозначения простых разрезов. Местный разрез Учебные таблицы: «Обозначение разрезов», «Местный разрез». Индивидуальные карточки-задания ИКТ Тк
§ 23, 24
(до п. 24.4). В тетрадях задание № 1 на с. 141, задания № 2, 3 на с. 144, 145


8 Соединение части вида с частью разреза Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза
Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза Учебные таблицы по теме урока, карты программированного контроля, индивидуальные задания для практической работы Тк
§ 24.
В тетрадях задание № 2
на с. 145§ 25.

9 Закрепление знаний о разрезах Решение задач на построение чертежа детали содержащей соединение части вида с частью разреза (работа выполняется по индивидуальным заданиям на кальке)
Повторение теоретических положений по теме «Сечения», соединение части вида с частью разреза. Построение разрезов. разъемная модель детали с ребром жесткости – тонкой стенкой; плакат с изображением детали, рассеченной плоскостью; отдельные геометрические тела для сборки новых деталей; динамический плакат “Соединение вида и разреза”. Тк
В тетрадях задания № 1,3 на с. 150– 152

 

10 Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением
необходимого разреза». Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза
Повторение теоретических положений по теме «Разрезы» Учебная таблица «Разрезы», набор моделей технических деталей: План выполнения работы Тк
§ 26
Задание в тетради
Стр. 150
Рис.195


11 Особые случаи построения разрезов. Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Тренировочные упражнения
Сведения о случаях если секущая плоскость проходит вдоль тонкой стенки или спицы (ребра жесткости). Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы
ИКТ Тк
§ 27,
в тетради
стр. 149 рис. 194 (б, в)


12 Графическая работа № 3 «Чертеж детали с применением разреза».
На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез детали.
Повторение знаний и отработка практических навыков по теме «Применение разрезов в аксонометрической проекции» Индивидуальные карточки-задания.
Тк

в тетради
стр. 153
Рис.200, 201
13 Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета.
Графические обозначения материалов в сечениях.
Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ИКТ Тк

§ 27.
14 Выбор количества изображений и главного изображения. Определение количества изображений и главного вида деталей.
Правильное определение необходимого количества видов, полностью выявляющее форму предмета. Индивидуальные карточки-задания.
Тк

§ 28.
15 Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.
Применение условностей и упрощений на чертеже в соответствии с ГОСТОМ. Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы Тк
§ 29
Рис.205
16 Практическая работа № 4 «Устное чтение чертежей». Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения.
Повторение сведений о процессах чтения чертежа:
а) чтение основной надписи, информация, заложенная в ней;
б) чтение изображений – виды, разрезы, сечения, заданные на чертеже;
в) знаки и обозначения, относящиеся к выявлению геометрической формы предмета и его частей;
г) условности и упрощения на чертеже; д) анализ по чертежу геометрической формы предмета для установления или уточнения конструкции предмета и его элементов;
е) чтение размеров и др. надписей. Индивидуальные карточки-задания.
Тк
Стр.159
Рис.206
17 Графическая работа № 5 «Выполнение эскиза Детали с натуры с применением разрезов». Выполнение эскиза используя условности и упрощения.
Выполнить эскиз детали с натуры, применив целесообразные разрезы, сечения и упрощения. Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы Тк
Стр.160
Рис. 207
18 Контрольная работа
(1 ч) Графическая работа № 11 (контрольная; итоговая) «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы». Выполнение чертежа сборочной единицы, соблюдая все правила оформления чертежа.
Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу изделия. Учебные таблицы по теме урока, индивидуальные задания для практической работы ик
19 Сборочные чертежи Общие сведения об изделии. Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Знать Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового
соединения. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни тк
20 Разъемные и неразъемные соединения. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Знать чтение сборочного чертежа. Уметь применять теорию на практике с использованием справочников. тк
21 Неразъемные соединения Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения неразъемного соединения. Знать чтение сборочного чертежа.
Уметь применять теорию на практике с использованием справочников. тк
22 – 23 Разъемные резьбовые соединения Условные обозначения резьбового соединения.
Практическая работа № 5
Болтовое соединение. Выполнять творческие задачи с использованием конструирования.
Уметь использовать средства графического языка тк
24 Графическая работа № 6 Графическая работа № 6 Знать решение творческих
задач с элементами
конструирования. Уметь выполнять графические задания по правилам чертежного языка. тк
25 Разъемные нерезьбовые соединения Условные обозначения разъемного нерезьбового соединения. Знать условные обозначения разъемного нерезьбового соединения. Уметь понимать необходимость применения знаний на практике
26 Условности и упрощения на чертежах сборочных единиц Условные обозначения на чертежах сборочных единиц Знать условные обозначения на чертежах сборочных единиц. Уметь предвидеть трудности, выбирать пути преодоления ошибок. тк
27 Деталирование Деталирование Деталировка сборочных чертежей Знать правила выполнения деталиров¬ки сборочного чертежа изделия и чтения чертежа.. Уметь применять теорию на практике с использованием справочников. тк
28-29 Графическая работа № 7 Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия. Выполнение чертежа
детали по чертежу
сборочной единицы. Уметь определять причины возникших трудностей в применении знаний на практике тк
30-31 Графическое представление информации Графическое представление информации Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.
Иметь представление чтение информации, представленной графическими средствами. Уметь использовать справочники и другие источники информации тк
32 Товарный знак, логотип Товарный знак, логотип. Товарный знак, логотип. Виды композиционного и цветового решения. Уметь выполнять разработку эскиза логотипа или товарного знака. Уметь выполнять задания с использованием конкретизации тк
33-34 Чтение строительных чертежей Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Графическая работа № 10 «Чтение строительных чертежей»..Особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей; Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования. Чтение несложных строительных чертежей.. Изображения на строительных чертежах. Правила выполнения и оформления строительных чертеже Изображение условных элементов, применяемое в строительных чертежах. Чтение строительного чертежа, используя схему тк
35 Обобщающий урок Обобщающий урок Урок комплексного применения ЗУН Уметь применять знания на практике. Уметь выявлять и исправлять ошибки в графических работах ик

 

 

Цели программы

Способствовать развитию пространственных представленний.

Результат программы

Уметь применять знания на практике. Уметь выявлять и исправлять ошибки в графических работах

Материально-техническая база

Компьютеры выход в интернит учебная литература

Стоимость

бесплатно